Золочение лепнины и мебели сусальным золотом использовалось мастерами при оформлении императорских дворцов и особняков. Первое упоминание о сусальном золоте появилось в России в Х веке. Золочение являлось неотъемлемой частью иконописи. Настенная роспись в храмах сочеталась с золочением, также применялось золочение и роспись мебели и золочение и роспись лепнины в домах аристократии. Как делают настоящее сусальное золото? Берут кусок золота и расплющивают на наковальне молотком, затем эту ленту нарезают на пластинки, которые после многочасовой ручной ковки с помощью молотов разного веса расплющивают в тонкую пленку в несколько десятков раз тоньше человеческого волоса. Чтобы золотая пластина не приставала к молотку и не рвалась на части, ее кладут между двумя слоями так называемой «снасти» — раньше на Руси она изготавливалась из плевы, содранной с говяжьей печени, или из кишок. Сейчас вместо нее используют пластмассы, а вместо молотобойцев — станки с компьютерным управлением.
Сусальное золото (сусаль) — тончайшие пленки золота, наклеиваемые на изделие в декоративных целях.
Сусальное золото всегда одного размера 91,5*91,5 мм, но может быть разной толщины – от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Тонкое золото – 1-2 г – применяется для внутренних работ – золочения лепнины, золочения мебели,золочение рам , киотов и др. Золото с лигатурным весом 3-5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.
Сусальное золото производится следующих основных цветов:
•Белое 6-13 К ("белое золото" содержит серебро и палладий.)
•Зеленое 15,3-16,7К (Сплав золота с серебром называют «зеленым золотом».)
•Лимонное 18-20 К ( Большая доля серебра в лигатуре придаст золоту более лимонный оттенок)
•Жёлтое 21К (золото 75 % , серебро 21,4 % , медь 3,6 %)
•Оранжевое (апельсиновое) 22-22,75 К (Сплав из 9% серебра и 32.5% меди придает золоту оранжевый цвет.)
•Красное 23 К (большая доля меди в лигатуре придаст золоту более красный оттенок)
•Чистое 23-24 К (Содержит почти 100% чистого золота, то есть, по сути, им и является.)
При внутренних работах могут быть использованы все 20 сортов, а при наружных лишь немногие. Дело, прежде всего в содержании чистого золота. Чем чище золото, то есть чем больше количество каратов, тем мене чувствительна позолота к влиянию погодных и климатических условий. Для наружного золочения могут быть использованы лишь сорта более 23,75 каратов.
Сусальное золото — это тонкие листы чистого золота. Чтобы изготовить килограмм сусального золота,нужно переплавить более 2 кг. золота, выход чистого продукта-всего 45%. Стоимость этого материала очень высокая. Поэтому применять сусальное золото часто нецелесообразно. Тем более, что вместо этого дорогостоящего материала можно использовать его имитацию-поталь.
Поталь — это материал, внешне напоминающий сусальное золото, но не содержащий в своём составе драгоценных металлов. Поталь – фольга из сплава металлов, а именно меди и цинка (цвет золото) или серебра с алюминием (цвет серебро), имитирует настоящее сусальное золото, выглядит дорого и эффектно. Используется для декорирования разных материалов (дерево, зеркало, керамика, стекло, картон, гипс, пластик, и др.). Позолота поталью владеет многими преимуществами: она не дорога в сравнении с сусальным золотом, дает натуральный блеск без полирования поверхности и имеет широкий спектр оттенков.
Золочение поталью выглядит почти так же, как и обработка сусальным золотом. Поталь бывает трех цветов-золотого, бронзового и серебряного. Её используют для украшения как самого помещения, так и элементов мебели и декора. Золочение поталью используют итальянцы при изготовлении мебели. При декорировании лепнины используется золочение поталью, в сочетании с росписью и патинированием лепнины.
Патинирование – это искусственное состаривание предметов и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств.
Патинирование мебели часто используется при оформлении интерьеров. Состаренные вещи стоят гораздо дешевле антиквариата и выигрышно смотрятся в интерьере. Технология патинирования помогает быстро состарить любой предмет мебели (с помощью грунтовки, краски и шкурки) и превратить его в настоящее произведение искусства.
Патинирование лепнины придает лепному декору законченный вид. Патинирование лепнины позволяет придать каждому элементу, пусть даже самой недорогой полиуретановой лепнины, изысканность и красоту старинных интерьеров.
Роспись лепнины чаще всего производится в пастельных тонах, гармонично сочетающихся друг с другом и с общим колоритом помещения. В росписи лепнины используются акриловые краски. При работе в помещениях с повышенной влажностью, лепнину после завершения росписи покрывают воском. Наилучшего эффекта в декорировании лепнины можно достичь если использовать роспись, патинирование и золочение лепнины вместе.
Среди многих потребителей бытует мнение, что золочение – удовольствие дорогое. Спешим рассеять ошибочное мнение. Все дело в том, что золото имеет свойство превращаться в тонкую пленку и находиться в таком состоянии не один десяток лет. Что позволяет значительно снизить расходы на покупку этого материала. Плюс ко всему современные технологии позволяют наносить позолоту без лишних расходов тонким, но при этом плотным слоем.